Музей подводная лодка Д-2 «Народоволец»
5 марта 1927 года на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде состоялась торжественная закладка первых трех подводных лодок: «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец».
Территория Балтийского завода, где создавали подводные лодки сейчас выглядит таким образом: vk.com/wall327458_26760
Главным конструктором подводных лодок I серии (типа «Декабрист») являлся Борис Михайлович Малинин (1889–1949)
Он был одним из немногих инженеров, кто еще до Революции 1917 года лично участвовал в строительстве подводных лодок.
Первую заклепку в деталь днища головного корабля забил С. М. Киров. На цистерне быстрого погружения подводной лодки укрепили серебряную пластину, в тексте которой «заведующий постройкой ПЛ» указан Б. М. Малинин. 3 ноября 1928 года «Декабрист» сошел со стапелей, 19 мая 1929 года была спущена на воду подводная лодка «Народоволец», которая 12 октября 1931 года вошла в состав Морских сил Балтийского моря.
О том, что такое стапель и как с него спускают судно (на примере атомного ледокола «Сибирь») тут: vk.com/wall327458_26761
——
Великую Отечественную войну экипаж лодки встретил на Балтийском заводе, куда её перевели для ремонта с Северного флота. Подводники делили тяготы блокадной зимы 1941–1942 годов с ленинградцами.
Подводная лодка Д-2 под командованием капитана 3 ранга Р. В. Линденберга свой первый боевой поход совершила в 1942 году (с 23 сентября по 4 ноября).
Уже на следующие сутки после выхода она угодила в противолодочную сеть. Дали самый полный ход вперед с одновременным продуванием цистерн главного балласта. Лодка всплыла, но от сети не избавилась. Две ночи (днем погружались, чтобы противник не обнаружил лодку) аварийная партия на волнении в холодную погоду рубила стальные тросы.
Д-2 прорвалась в Южную Балтику, торпедировала у острова Борнхольм транспорт «Якубус Фрицен», а через пять дней атаковала конвой, в состав которого входили два железнодорожных парома, перевозившие солдат вермахта. Один из этих паромов был серьезно поврежден, погибло более 600 солдат и офицеров.
Лодку преследовали противолодочные корабли, в течение четырех часов на нее было сброшено 48 глубинных бомб, но Д-2 благополучно вернулась в Ленинград, где ее встречал сам Главком ВМФ Николай Герасимович Кузнецов. А всего на боевом счету лодки – 12 торпедных атак, четыре вражеских транспорта…
До 1956 года Д-2 находилась в составе Балтийского флота. Затем она была выведена из боевого состава ВМФ и переоборудована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть (УТС-6).
——
23 августа 1994 года Главнокомандующий Военно-Морским Флотом, адмирал Ф. Н. Громов издал приказ № 210 «Об открытии филиала Центрального военно-морского музея на подводной лодке Д-2 «Народоволец», к котором указывалось «…разрешить открыть филиал Центрального военно-морского музея на подводной лодке Д-2 «Народоволец» для посетителей 2 сентября 1994 года».
——
Музей делится на две части: береговая и непосредственно подлодка.
Экспозиция берегового павильона (3 зала): navalmuseum.ru/filials/narodovolec/coastal_expositions
Экспозиция на подводной лодке (все отсеки): navalmuseum.ru/filials/narodovolec/scheme
——
Стоимость билетов.
Взрослый: 300 рублей.
Школьники, учащиеся, студенты (очники) и пенсионеры — 100 рублей.
Дошкольники — бесплатно.
Фотографирование — бесплатно.
——
График работы.
Для посетителей музей открыт с 11.00 до 18.00
Касса прекращает работу в 17.15
Выходные дни экспозиции — понедельник и вторник
——
Официальный сайт: navalmuseum.ru/filials/narodovolec
Группа Вконтакте: Музей подводная лодка Д-2 «Народоволец»
——
Условные обозначения (детали подлодки): vk.com/wall327458_30618
——
По теме (в Петербурге):
1. Музей «Подводная Лодка С-189»: vk.com/wall327458_20232
2. Музей «Ледокол Красин»: vk.com/wall327458_11205 / vk.com/wall327458_11207
5. Музей «Крейсер «Аврора»: vk.com/wall327458_24703 / vk.com/wall327458_25419
5. Музей истории подводных сил России им. Маринеско: vk.com/wall327458_12579
6. Могила экипажа подводной лодки Щ-323: vk.com/photo327458_456250817
7. Братское захоронение моряков атомной подводной лодки «Курск», погибших 12 августа 2000 года: vk.com/photo327458_456250891
8. Бывшая база заправки подводных лодок проекта 615: vk.com/wall327458_22171
9. Церковь иконы Божией Матери «Милующей (водолазная школа): vk.com/wall327458_20926
——
Заводы, где производились подводные лодки в Петербурге и окрестностях:
1. Адмиралтейские ижорские заводы (Колпино): vk.com/wall327458_22918
2. Адмиралтейские верфи: vk.com/wall327458_27188
3. Балтийский завод: vk.com/wall327458_26760
4. Кировский завод: vk.com/wall327458_26990
5. Пролетарский завод: vk.com/wall327458_21586
6. Завод Буревестник (Гатчина, детали подлодок): vk.com/wall327458_19783
——
По теме (в России)
1. Музей «Подводная лодка Б 440» в г. Вытегра: vk.com/wall327458_29861
2. Мемориал в честь моряков-подводников, погибших в мирное время в г. Мурманск: vk.com/wall327458_21037
——
Адрес: Санкт-Петербург, Васильевский остров, ул. Шкиперский проток, д. 10.